Вопрос-ответ (17). Про количество фотографий со съемки

ВОПРОС:

Доброго дня, Илья.

Когда идет работа с клиентом, какое количество фотографий стоит отдавать, обрабатывать? Я понимаю, что вопрос поставлен из разряда «как мне жить», но все же хочется прочесть вашу точку зрения.

ОТВЕТ:

При всей моей любви к лаконичному сарказму, придется изъясняться внятно, долго и занудно -)

Вы задали слишком общий вопрос, чтобы всерьез рассчитывать на однозначный рецепт.

Ну если только: «В любой непонятной ситуации просто ложись спать». Коли устраивает — можно дальше не читать.

Вся эта псевдопроблема упирается в умение конструировать взаимоотношения с клиентом и вести переговоры.

Первое, что вы должны сделать, после слов «Здрасьте!», это всеми доступными способами (в том числе и калечащими) получить внятное техзадание. А уже дальше ситуация будет куда яснее.

Какие могут быть варианты:

  1. Самый простой. У заказчика есть конкретное задание как по сюжету, так и по количеству фотографий.

Ну, тут вообще все ясно. Ваши действия — проанализировав объем работы, сказать клиенту, сколько вам нужно съемочных дней и назвать цену. Больше цена — больше уважения)

Например, хорошего качества реклама или же корпоративный календарь (и тому подобные проекты) в идеале снимаются из расчета «1 снимок за 1 день».

Если сильно упираться и стучать копытом — ну, максимум 2 снимка в день, но это уже уступки и компромиссы.

Если клиент хочет снять весь календарь за 1 день — значит это календарь Московского метрополитена . отпроситесь покурить и быстро уходите.

Другой пример — каталожная съемка одежды. Тут за день можно снять и пару десятков фотографий. Если, конечно, это не одежда Московского метрополитена.

Еще вариант — групповая сюжетная фотография для музыкальной группы в составе 10 человек. Вот это можно снимать и 2-3 съемочных дня, ибо может быть огромное количество подготовки в первый день (работа с интерьером, локацией, реквизитом, танспортирование роялей в поля и отлов собачек, которые будут бегать и ссаться на переднем плане. ), репетиция съемки и настройка во второй, а в третий непосредственно фотосессия.

  • Посложнее. У заказчика есть понимание задачи, но нет конкретного задания по количеству фото.

    Например, девушка хочет составить себе модельное портфолио для работы.

    Как правило, в таком случае, клиент масштаб «бедствия» не представляет себе даже приблизительно.

    Ибо нормальное модельное портфолио должно состоять из снепов (арестанских фото «мяса» — примерно 10 фотографий), модельных тестов (10-15 фотографий), а также должен быть Book, причем желательно разнообразный(10-20 фотографий).

    Так что в идеале это потребует минимум 7-10 разных съемок.

    А если вы будете честны с клиентом, то вы ему скажете, что Book лучше составлять не с одним фотографом, а с несколькими, чтобы были снимки в концептуально разной стилистике.

    А уж коли вы будете просто безупречно адекватны, так вы еще и обмолвитесь о том, что рынка профессиональных моделей в России нет. А потому желание подобной карьеры в этой стране — утопия по своей сути. И подсунете ей почитать что-то из коммунистической пропаганды на закуску.

    Скажу честно, вслед за подобным объяснением, чаще всего будущая мировая топ-модель быстро «сливается» и ищет Васю, который снимет ей 30 фото в день за 5000 рублей.

    Ну. туда ей и дорога.

  • Еще сложнее. У заказчика есть четкое задание, а еще есть огромное желание получить много-много фото.

    Самый явный пример — свадьба. «Хотим 1000 фотографий, 150 под печать, а еще, еще, у нас будет всего 40 минут на прогулку.»

    Ну вот тут вам остается рассказать какую-то мотивирующую историю, которая случилась с вами на вашем тернистом пути постижения дзен. Я рассказываю такую:

    — Когда-то я путешествовал по Италии и привез оттуда 20 Гб фотографий. По приезду, как водится, собрал друзей-родственников и стал им безжалостно все это показывать. И очень расстраивался. Потому что в этой 1000 фотографий были некоторые, особо мною любимые, которые, как я считал, получились. и я очень ждал «ВАУ!», и так ни разу и не дождался. А через какое-то время я отобрал 15 фотографий, распечатал их большим форматом (30 на 45 см) и показал тем же людям. Знаете какая была реакция? «Ух ты! А почему ты нам раньше их не показывал?»

    Вот примерно так. После такого «вброса» уже куда легче убедить клиента, что ему нужно не 1000, а 100 фотографий, из них 10 под печать, 90 — избранный репортаж (а лучше 50, еще лучше 30). И на прогулку вам нужно 5 часов в Альпах, а не 40 минут возле фонтана.

    Когда я достигну следующего уровня дзен, я найду способ убеждать клиентов, что 10 фотографий со свадьбы — вполне достаточно, а коронной их них должна быть одна.

  • Только хардкор! «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. И главное — вчера.»

    И такие клиенты не редки. Чаще всего это девочка, которая хочет съемку, но не знает ни в каком стиле ей понравится сниматься, ни для чего ей это нужно, иногда она даже не помнит собственного имени и ездит на Nissan Juke.

    Подавляющее большинство фотографов это приводит в шоковое состояние, в котором они совершают очень грубую ошибку. А именно — так и не получив внятного техзадания, они берутся за работу «на авось». И с вероятностью 50 на 50 получают на выходе недовольного клиента.

    Не делайте так, лучше уж сочтите ситуацию непонятной и ложитесь спать.

    Но. Если мы глубоко вдохнем, сосчитаем до 12, возьмем в правую руку бритву Оккама и уберем все лишнее. то мы получим прекраснейшего клиента, которому очень нравится как вы снимаете, и он просто так, из любви к вашему творчеству, хочет поучаствовать в вашей съемке.

    Стало легче и проще?

    Я говорю клиенту, что в этом случае я буду полагаться на съемке исключительно на свой вкус, буду снимать что я хочу и как я хочу. То есть, по сути, сделаю свой творческий проект с ее (его) участием. И мне очень важно добиться от нее внятного согласия на такие условия. Именно это согласие снимает все возможные претензии в дальнейшем и сохраняет вашу профессиональную репутацию девственно чистой и незапятнанной (правда с ложкой дегтя в виде опыта переговоров с Московским метрополитеном).

    Касаемо количества фотографий на такой съемке. Качество — антагонист количеству, и это можно объяснить совершенно любому человеку, ибо элементарно.

    Идеально — 1 фотография за съемочный день. При такой постановке вопроса в итоге их получится 2-3 -)

    Если такой степени доверия добиться не удается, то я ориентирую примерно на количество 1-2 фотографии за час съемки. То есть со съемочного дня, часов 8, без какой-то конкретной идеи, на выходе будет ну примерно 10 фото.

    Ваш прямой интерес, который вполне совпадает, к слову, с интересом вменяемого клиента — как можно больше количество снимаемых фото уменьшить.

  • ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ 1:

    Выбивание ногами хорошего техзадания из клиента — это особое искусство. У вас должна быть четкая стратегия ведения переговоров с каждым типом клиента и ящичек с пыточными инструментами, помеченными аккуратными розовыми бирочками.

    На эту тему можно очень долго дискутировать, потому мы оставим это на другой раз.

    ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ 2:

    Не забывайте при подсчете цены учитывать, что количество фотографий — это, помимо всего прочего, еще и количество работы в ФШ, а соответственно — рабочее время.

    А поэтому чем больше фотографий просит клиент — тем выше будет цена вашей съемки.

    P. S. Вопросы в рубрику присылать на почту rashap@art2photo. com с пометкой «Вопрос-ответ».

    Про обещанное возобновление рубрики «Разбор полетов» я не забыл. Пишу.