Интервью со свадебным фотографом Ольгой ФилоновойО себе свадебный фотограф Ольга Филонова в с своем ЖЖ пишет так:

Фотограф, мне 25, не замужем, детей нет, есть три кота, рост 182, вес 67 кг, волосы короткие, законченное средне-спец образование, незаконченное высшее, индивидуальный предприниматель, не религиозна, аполитична, русская, судимостей нет.

А о своей работе и профессии свадебного фотографа Ольга подробно рассказала в интервью FotoTips. ru :

Начнем со стандартного вопроса, который всегда очень интересует читателей:

Расскажите, как вы попали в бизнес свадебной фотографии?

Вы сразу стали заниматься фотосъемкой свадеб или пришли в это направление из других жанров фотографии?

О. Ф.. В свадебный бизнес я попала случайно: моя подруга Женя Леонова к 2008 году уже занималась съемками свадеб, а я только полгода как купила камеру. Если бы не ее предложение попробовать, мне бы и в голову не пришло взяться за такой ответственный “раздел” портретной фотографии.

До свадеб я пыталась снимать людей, кошек и цветочки, как, в общем, и все любители, недавно купившие зеркалку. По советам знакомых начала с объявлений в свадебных жж-сообществах, и сразу откликнулись три пары — с ребятами мы общаемся до сих пор, а фото с первой снятой мной свадьбы красуется на двух страницах журнала “Славянка”.

Какой техникой вы пользуетесь (камера, оптика, свет)?

И почему именно ее выбрали для работы?

О. Ф.. Снимаю на Canon — когда-то давно стоял выбор между двумя зеркалками, Кэноном и Никоном — выбрала по личным ощущениям эргономики и понятности.

Сейчас у меня Canon 5dmarkII, весной планирую взять mark4, из оптики оставила только 17-40/4 и 50/1.2. Когда начинала, перепробовала все, от самых бюджетных вариантов — 50/1.8 и 70-300 — до 70-200/2.8. Еще на будущее планирую докупить 45/2.8 TS, но только когда пойму что он мне действительно очень нужен: за сезон-2010 пользовалась им всего пару раз (аренда).

Из света — видеосвет и вспышка, вспышка редко, и, как правило, на банкете/в загсе — а видеосвет могу использовать и при постановке, и при первом танце, и при съемке в номере. Стараюсь всегда и везде использовать естественный свет и минимально вмешиваться в его рисунок.

В каком состоянии сейчас рынок свадебной фотографии?

Он уже оправился после кризиса? Или кризис вообще обошел эту сферу стороной?

О. Ф.. Рынок сейчас находится в бурлении и кипении: во-первых, идет отсев тех, кто на волне до кризиса успел “попробовать” и им “не понравилось” — те, кто поняли, что свадебная фотография — это тяжелая работа с ограничением в творчестве (не забываем, что мы работаем ради свадьбы, а не свадьба ради нас).

Во-вторых, идет вторая волна новичков, благодаря мастер-классам, книгам, форумам и растущей популярности жанра свадебной фотографии. Свадебный фотограф — фотограф-универсал, это и портретник, и предметник, и репортажник, и экстремальщик — соответственно люди, пришедшие в эту область из других, узконаправленных областей, также в большинстве отсеиваются.

Заказов в кризис меньше не стало, уменьшились только сроки предбронирования: раньше свадебный день бронировался за полгода-год, сейчас полгода — уже редкость, в основном 2-3 месяца.

Какова цена “выхода на рынок” свадебной фотографии?

Конечно, речь о рынке свадебной фотографии в Москве.

Сколько нужно вложить денег (в оборудование, обучение и т. п.) чтобы начать успешно работать и зарабатывать свадебным фотографом? Вопрос личного таланта, удачи и трудолюбия сейчас не берем в расчет, расскажите только о усредненных цифрах.

О. Ф.. Эту цифру я назвать не могу, т. к. у меня все происходило постепенно — от любителя до того, кем я являюсь сейчас.

Думаю, что стоит сложить стоимость базового комплекта оборудования — 2 тушки, 2-3 стекла, вспышка/видеосвет, карточки, аккумуляторы, фоторюкзаки/отражатели, компьютер для обработки, прибавить к этому комплекту вложения в рекламу/выставки/публикации — и получим примерную базовую стоимость боеготовности.

Работая в любой профессии, человек сталкивается со своими “подводными камнями” этой области.

Какие они в Вашей специализации — свадебной фотографии?

О. Ф.. Так сразу ответить сложно — со временем и с приходом какого-то опыта все подводные камни начинаешь воспринимать как должное и, может быть, даже перестаешь замечать.

Отношения с работниками ЗАГСа? Недовольные клиенты? Непорядочные коллеги? Нестабильность заработка и сезонность? Может быть, это они и есть.

Вы практикуете ценовой демпинг?

Как в целом относитесь к этому явлению на рынке? На ваш взгляд, за кризисные годы фотографы стали больше демпинговать?

О. Ф.. Нет, цена у меня только поднимается — иногда больше, иногда меньше, в среднем где-то на 10% в год — сейчас сложно делать выводы, т. к. на этом рынке я сравнительно недавно.

Уменьшать цену ни разу не приходило в голову. Например, зачем уменьшать ее на зиму, если зимой физически работать сложнее? Меньше света, холодно, молодожены устают больше, чем летом, — почему работа должна стоить дешевле?

Многие начинающие фотографы, скажем так, боятся поднимать ISO.

Расскажите о вашем взгляде на шум в картинке, ведь даже на 5D MarkII он появляется в кадре (при высоких значениях ISO). Используете ли вы шумы как художественный прием?

О. Ф.. Наличие шума в фотографиях меня не удивляет и не огорчает, на втором марке 3200 — вполне рабочее исо (хотя использую его редко, не пригождается).

В фото для печати иногда могу добавить “пленочный” шум, но, безусловно, в разумных пределах.

Вы работаете с ассистентом?

Какие возлагаете на него задачи?

На ваш взгляд, фото-ассистент — это начальная ступень в профессиональном росте фотографа или совершенная отдельная полноценная профессия?

Работая со своим ассистентом, вы стараетесь выступать больше в роли “учителя” или “начальника” для него?

О. Ф.. Да, я работаю с ассистентами, за три года их у меня побывало 7 человек.

Один раз ассистентом была девушка, но я поняла, что это не мой вариант — с тех пор только грузоподъемные мальчики-автолюбители!

Ассистент забирает меня утром из дома, весь день возит, носит фоторюкзак и реквизит, подает и приносит что-то, светит видеосветом и отражает отражателем =) Вечером он доставляет мое тело домой в целости и сохранности.

В разное время со мной работали и фотографы, и люди, достаточно далекие от фотографии, тут важно не это, а то, насколько человек амбициозен, способен работать в паре и подчиняться каким-то указаниям: “начальствую” я достаточно авторитарно и всегда по делу, поэтому опытные в работе со мной ребята знают — если я попросила принести немедленно, значит, я что-то делаю и эта вещь мне срочно нужна.

Съемка для ассистентов не запрещается — если есть свободное время, почему бы и не набить руку и не настрелять портфолио? Если есть какие-то вопросы по ходу свадьбы и съемки, всегда подсказываю.

Характер у меня, как и у большинства фотографов, сложный — но я всегда стараюсь держать себя в руках, и если человек напортачил — просто больше его к работе не привлекаю.

По моему мнению, ассистентом должен быть не фотограф, а человек, нацеленный именно на ассистентскую работу, — без амбиций “первого фотографа” и “непризнанного гения” — все-таки за 10% от стоимости заказа это вполне приемлемые требования.

Ну и еще — никакого алкоголя, постоянного “висения” на телефоне и хамства, человек должен быть опрятным, вежливым, неконфликтным: на свадьбах случается всякое, и портить себе репутацию и работу из-за человека, за которого отвечаешь, не самое приятное.

Сколько камер вы используете на съемке?

О. Ф.. Пока одну (меняю объективы), но буду стараться переучиться работать с двумя.

Так повелось с того момента, когда я еще работала одна. Большую часть съемки я провожу только одним объективом, поэтому носить на себе две не самые легкие камеры мне было неудобно. Сейчас же, два года работая с ассистентом, для мобильности и скорости работы переучиваюсь на работу с двумя камерами (на одной 50мм, на другой 17-40 соответственно).

Скажите, вы зарегистрированы как индивидуальный предприниматель?

Тема финансовой “прозрачности” фотобизнеса очень актуальна для России.

Или у вас зарегистрирована своя компания? Вы заключаете договор с клиентом?

По вашим наблюдениям, для скольких клиентов это принципиально важно — работать “по-белому” с фотографом?

Расскажите о своем опыте, нашим читателям это будет очень интересно. Если, конечно, это не коммерческая тайна =)

О. Ф.. Я зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, работаю по договору, пара получает от меня проштампованную квитанцию — бланк строгой отчетности.

У меня 6% налог, упрощенная система. Также я работаю с юристом (договор, авторские права) и бухгалтером (отчетность, налоги). В России, как мне кажется, “в белую” работает от силы 5% фотографов, и я не уверена, что всем стоит срочно идти оформляться — не у всех доход постоянный и достаточно весомый, чтобы “официальничать”.

По-белому любит работать в основном самая низкая ценовая категория клиентов и чуть выше среднего бюджета: одни боятся, что их обманут, вторые просто по своим профессиональным привычкам работают “в белую” — зарплата на карточку, договора, расписки.

Какими средствами рекламы вы пользуетесь?

Вы опытный и популярный фотограф. Вам хватает “сарафанного радио” или вы прибегаете к услугам рекламных площадок (контекстной рекламе, свадебным сайтам, форумам) для привлечения дополнительных клиентов?

О. Ф.. Очень приятно услышать о себе такие эпитеты, как опытный и популярный, — сочту за комплимент!

Пару раз я пробовала платно регистрироваться на разных порталах или давать рекламу, например, в журнале или яндекс-маркете — отклик был настолько мал, что эта идея постепенно ушла в небытие.

На меня работает “сарафан” как от моих клиентов — свадебные книги, галереи, альбомы, так и интернет-“сарафан” — блог, социальные сети, свадебные порталы с бесплатным размещением работ.

Участие в фотовыставках помогает в раскрутке коммерческому фотографу?

Как вы считаете, стоит ли овчинка выделки?

Или участие в выставках действительно нужно больше фотохудожникам, нежели коммерческим фотографам?

О. Ф.. Нет, все выставки, в которых я принимала участие или посещала как гость, больше напоминали сабантуи и дружеские посиделки, нежели “продающие” мероприятия.

И дело тут, как мне кажется, не в самих выставках и их организаторах, дело в отсутствии культуры посещения подобных мероприятий. Выставок, нацеленных на показ и продажу услуг, раньше у нас почти не делали, в отличие от Европы — там молодожены приходят на выставки с целью выбрать фотографа и определиться с платьем, стилем, банкетом.

В России пока что клиентов заманить на такие мероприятия можно только большими скидками и подарками — хотя не факт, что придет кто-то новый, кто-то еще кроме и так ваших клиентов.

У нас на свадебные тусовки ходят поглазеть и потом сделать себе такое же, но подешевле и попроще. Культура грамотной оценки стоимости услуг у нас пока тоже не очень развита — как среди фотографов, так и среди клиентов (демпинг, слабое развитие художественного вкуса, отсутствие массового распространения информации кроме интернета).

Что вы можете посоветовать начинающим фотографам, как найти первые заказы?

В начале профессионального пути самое сложное — это вырваться из “порочного круга”: заказов нет потому, что нет портфолио, а портфолио нет потому, что нет заказов.

О. Ф.. Искать бесплатные съемки, идти в ассистенты, вторые фотографы, пробовать работать с агенствами (тут нужно быть осторожными и хотя бы проверять агенства в интернете), еще — искать заказчиков среди знакомых и друзей, предлагать съемки за “символические” деньги — не имея опыта и набитой руки сразу стать хорошим фотографом невозможно (даже имея художественное образование).

Вы состояли в Ассоциации Свадебных Фотографов (АСФО).

Расскажите, какие преимущества в работе дает членство в ассоциации?

О. Ф.. Я вышла из АСФО, так как не нашла в ней ничего полезного для себя.

Ваш ЖЖ читают более 2 000 человек.

Для вас блог в Живом Журнале — это больше инструмент рекламы и площадка для размещения портфолио или личный дневник?

О. Ф.. Скорее личный дневник — я начинала вести его именно так, и буду продолжать — писать о своей жизни, о работе, которая стала частью жизни, обо всем, что может прийти в голову, ведь среди читателей моего жж большая часть — это те, кто знает меня лично и кого знаю я.

Вы думали о возможности сменить специализацию в фотографии?

Если да, то какие жанры вас особенно привлекают?

О. Ф.. Нет, пока не думала об этом и в ближайшее время не планирую.

У вас есть амбиции снимать свадьбы на западе?

Некоторые русские фотографы успешно работают в Америке и Европе.

О. Ф.. Вполне. Регулярно снимая за границей, я начала понимать разницу между съемками здесь и там, там можно снимать практически где угодно, люди не зажаты, много интересных и непривычных для глаза русского фотографа мест и ситуаций.

Как вы писали у себя в ЖЖ, сейчас вы находитесь на съемках лав-стори в Индии. Как часто бывают подобные заказы?

С какими сложностями сталкивается фотограф во время съемок за границей? Уверен, нашим читателям было бы очень интересно узнать о специфики выездных фотосессий за границей.

О. Ф.. Я сейчас на съемках свадьбы в Индии =) Лав-стори — больше бонус.

Сложности — менталитет и привычки людей, которых снимаешь за границей: кого-то можно снимать, а кого-то нет, свои различия и свои заморочки очень сильно усложняют процесс фотосъемки. Но в данном случае проще просто подготовиться к поездке — почитать блоги и журналы, пообщаться с теми, кто уже ездил как турист, и с теми, кто там живет.

С каждым разом ездить все проще и проще.

Как часто ваши клиенты возвращаются к вам для проведения других съемок?

Например, семейный портрет или приезд ребенка из роддома?

О. Ф.. Достаточно часто, невесты говорят, что у меня “легкая рука” на появление детишек в их молодых семьях — почти все мои пары или беременны в данный момент, или уже успели обзавестись детьми.

Поговорим о теме, которая всегда особенно интересна нашим читателям — обработка фотографий.

Расскажите, как выстроен ваш процесс обработки фотографий?

Вы делаете только стандартную цветокоррекцию кадров или и ретушь тоже?

И если делаете ретушь, это индивидуальная работа с каждым кадром или ретушь с помощью программ по автообработке.

Пользуетесь ли услугами профессиональных ретушеров-фрилансеров?

О. Ф.. Естественно, делается и цветокоррекция, и ретушь, и кадрирование — и все остальные видоизменения фотографий, которые требуются.

Не могу понять — что значит “стандартную”? Каждая свадьба снимается в своих условиях и по свету и по цвету, загнать ее в определенный шаблон невозможно, также как и автоматизировать обработку. Услугами посторонних людей пока не пользуюсь и в ближайшее время не планирую.

Сколько в среднем времени занимает обработка одной свадьбы?

О. Ф.. 2-3 рабочих дня (в смысле 2-3 дня по 10-12 часов, а не в смысле два календарных дня).

А что по обработке репортажа?

О. Ф.. Точно такой же, как и все остальное — за исключением ретуши.

Закроем тему обработки последним вопросом — насколько обработка свадебной постановки отличается от обработки рядовых кадров со съемки свадьбы?

Один из наших читателей интересовался насчет вашей публикации в Ньюсвике.

Какую именно фотографию они опубликовали и каким образом это произошло (они сами к вам обратились или вы предложили им свои работы)? Расскажите, пожалуйста.

О. Ф.. Там были использованы две фотографии о травматическом оружии, снятые на Семинаре по выживанию в Клубе Булат (в том числе на фото есть владелец клуба Алексей Маматов).

Один из участников семинара работает в Ньюсвике, потому и предложил мои фото для публикации.

Ольга, очень интересно узнать, что вам помогало и помогает развиваться и становиться лучше как специалисту?

Выставки, советы и помощь коллег, анализ чужих работ, мастер-классы?

О. Ф.. Просмотр блогов западных фотографов, мастеркласс Александраса Бабичюса, просмотр журналов Wedding (и иностранных в том числе), красивые фильмы.

Суть в том, чтобы самому быть интересным и интересующимся человеком — иначе даже при огромном количестве просмотренной информации ничего из нее не осядет в голове и не применится в работе.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям